О НАС

ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПОДПИСКА
НОВОСТИ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
КАРТА САЙТА

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

ОРКЕСТРЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Четвёртый фестиваль РНО

Журнал "Филармоник" ноябрь 2012

Ян Коваленский,
"Союз музыкальных критиков"

Наши партнёры:

www.pirastro.com/

Контакты
"ФИЛАРМОНИК"
:

109052, г. Москва,
ул. Нижегородская,
д. 29-33, стр.27

info@philharmonik.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В сентябре, с 8 по 23, проходил Четвёртый большой фестиваль Российского национального оркестра совместно с Московской филармонией. Художественный руководитель фестиваля – Михаил Плетнёв.

Афиша фестиваля содержала много интересных концертов, приехали замечательные солисты, дирижёры и творческие коллективы. Исполнялось много интересной музыки, не только классической, но и джазовой и популярной эстрады. Все же самым главным событием должно было стать концертное исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин». Безусловно, Плетнёв – один из лучших интерпретаторов музыки Чайковского и исполнение оперы подтвердило это. Вся опера исполнялась без купюр, в отличие от спектакля в Большом театре, где сделаны купюры и даже выкинуты некоторые персонажи. Оркестр играл замечательно, струнные были на высочайшем уровне, много сольных оркестровых фрагментов были исполнены очень хорошо, особенно виолончельные (солист Александр Готгельф). Деревянные инструменты также играли на высоком уровне. Блестяще было исполнено начало второго действия, рельефно подчёркивались темы, и все слушатели испытали восторг от музыки. Вся партитура звучала свежо, сочно и выразительно. Но, к сожалению, не все певцы были на таком же уровне, как оркестр.
Татьяну пела Дина Кузнецова. Она родилась в Москве, училась в Московской консерватории как пианистка, затем уехала в США, где обучалась в консерватории Оберлина вокалу, занималась с М.Хорн, затем стажировалась в Австрии и Италии. Кузнецова пела в Лирической опере Чикаго, затем в Баварской и Берлинской операх, в Ковент Гардене и др. театрах, где исполняла ведущие партии сопранового репертуара. В зале Чайковского Кузнецова пела с пониманием этой партии, но очень неровно, голос звучал то красиво и наполнено, то временами пропадал. Её героиня поёт в сцене письма «Не в силах я владеть своей душой…», а вернее она не очень владеет своим голосом. У певицы уже плохое пиано, а на низких нотах голос не имеет опоры. Очень жаль.
Онегина исполнял молодой певец Игорь Головатенко, высокий, статный и внешне импозантный. У него красивый и ровный баритон, он приятно поразил прекрасной артикуляцией и качеством вокала. Ленский – Алексей Татаринцев, пел выразительно с пониманием своей партии, довольно чувственно и страстно. У него красивый голос и замечательное легато. Исполнители всех других партий были на достаточно хорошем уровне, ансамбли звучали хорошо, и, конечно, дирижёр, оркестр и хор следовали партитуре Чайковского. Никаких новомодных течений – выбрасывать некоторых персонажей, сокращать музыку и делать бессмысленные купюры – не было, и быть не могло у такого мастера, как Михаил Плетнёв.
Одного персонажа оперы хочется выделить особо и рассказать о нём подробно. Это роль француза-гувернёра Трике, партию которого блистательно исполнил питерский гость Константин Плужников. Когда-то певец был основным тенором Мариинского театра, пел ведущие партии, и в этом концерте в роли Трике он буквально потряс зал. Это была филигранная сценическая работа: походка, причёска, церемонные манеры поведения на сцене и дивный, лёгкий голос с нарочито небрежным акцентом. А какое тонкое проживание на концертной сцене! Зал просто взорвался аплодисментами. И серьёзный и неприступный дирижёр улыбался.
Финальная сцена оперы прозвучала отлично: Кузнецова распелась, волнение ушло, и её прощальная сцена с Головатенко прозвучала замечательно. В представлении участвовал Камерный хор под управлением В.Минина. Это было добротное и глубокое исполнение. На пресс-конференции Плетнёв подчеркнул, что Чайковский назвал своё произведение «лирические сцены», а не опера, композитор отдал партитуру не в Большой театр, а в Московскую консерваторию. Дирижёр хотел исполнение очистить от оперных штампов и вернуться к первоисточнику. И это ему удалось. В целом, несмотря на мою критику, я получил (да и публика тоже) большое удовольствие. И, как у нас говорят, «Пушкин – это наше всё!», а я говорю: Чайковский – это наше всё и навсегда!
Программа фестиваля была такой насыщенной, что охватить всё было невозможно. Но пропустить исполнение Четвёртой симфонии Чайковского, было бы непростительно. Симфония создавалась в те же годы, что и опера «Евгений Онегин», и связь этих сочинений несомненна. Симфония посвящена Надежде фон Мекк, и на первой странице партитуры написано: «Моему лучшему другу». В письме к своей покровительнице Чайковский дал подробную программу симфонии. И Михаил Плетнёв со своим оркестром следует пожеланиям Чайковского. Музыка звучала мощно и страстно, на одном дыхании. Фатум, как дамоклов меч, висел над героем, и дирижёр подчёркивал эту злую силу. Страсти не «рвались», это было внутреннее переживание. Баланс в оркестре был замечательный, и казалось, что играет один мощный инструмент, называемый РНО! Плетнёв и ранее исполнял эту симфонию, но в этот раз музыка звучала по-особому интригующе и эмоционально.
На этом же концерте исполнялась кантата «Жанна и колокола» для сопрано, баритона, хора и оркестра композитора Г.Гетти. Гордон Гетти родился в семье нефтяного магната Пола Гетти, сегодня он один из самых богатых людей США. После смерти отца Гордон не занимается бизнесом, а вкладывает деньги в различные культурные проекты. С 1994 года Г.Гетти сотрудничает с РНО. Оркестр не раз исполнял его сочинения, например, на Первом фестивале РНО был поставлен его балет «Падение дома Ашеров». Кантата «Жанна и колокола» была написана в 1998 году, и РНО уже исполнял её ранее. В этот раз была московская премьера. Кантата рассказывает о последних днях Жанны д'Арк – о суде над ней и казни. Сочинение довольно интересное и вполне профессионально написанное. Но певица, которая пела партию Жанны, американское сопрано Лиза Делан не подходит уже, к сожалению, для исполнения этой музыки. Хоровая капелла имени Юрлова и баритон К. Шушаков хорошо донесли текст кантаты (пели на английском языке).
На закрытии фестиваля была исполнена «Маленькая торжественная месса» Д.Россини для солистов, хора и оркестра. Это последнее сочинение плодовитого Россини, который после написания опер молчал тридцать лет. Для исполнения Мессы пригласили ведущего специалиста по творчеству Россини, итальянского дирижёра и музыковеда Альберто Дзедду. Он родился в Милане в 1928 году, дирижированию обучался у А.Вотто и К.М.Джулини. Дзедда работал в ведущих оперных театрах мира. Многие годы он возглавлял музыкальный фестиваль в Мартина-Франка в Италии. Он был музыкальным руководителем постановок «Севильского цирюльника» (1982), «Пуритане» (1985), «Семирамида» (1986), «Пират» (1987) и другие. Главным делом жизни Дзедды стал Россиниевский оперный фестиваль в Пезаро, которым он руководит с его основания в 1980 году. Известность и признание дирижёр получил за интерпретацию многих опер Россини, Беллини, Доницетти и др. А. Дзедда – известный во всём мире музыковед-исследователь. Он подготовил академические издания многих опер: «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Золушка», «Семирамида» и др. Дирижёр уже приезжал в Россию, в 2010 году под его управлением была исполнена опера «Итальянка в Алжире» с оркестром РНО. На нынешнем фестивале Дзедда представил собственную редакцию Мессы Россини. В этом сочинении четыре солиста: сопрано Ольга Сендерская, меццо-сопрано Сильвия Тро Сантафе, тенор Дмитрий Корчак и бас Мирко Палацци. Эта месса, хотя и называется «маленькая», на самом деле представляет собой большое вокальное сочинение и длится более часа. В исполнении его принимал Большой хор музыкального телерадиоцентра «Мастера хорового пения», созданный ещё в 1928 году А.В. Свешниковым. Это мой любимый коллектив, сегодня им руководит профессор Лев Конторович. Сам факт исполнения этого редкого сочинения в России интересен, но Дзедда, как ни странно, не смог полностью раскрыть красоты мессы. Хотя обе певицы уже работали с Дзеддой и пели Россини, но были явно не в лучшей своей форме. Голос Корчака – легкий и полётный – заполнил зал, но хотелось всё же большего проникновения. М. Палацци пел прекрасно, осмысленно и его голос очень подходил для Россини. Сразу чувствуется, что это ему близко, и он в своей стихии. Музыка Россини ведь очень красивая, мелодичная и «приятная во всех отношениях», а в исполнении были моменты скучные и маловыразительные. И было бы ближе к замыслу Россини, если бы оркестр звучал прозрачнее, легче и изысканнее. У оркестра потрясающий звук в симфонии и опере Чайковского, но для музыки Россини необходимо полностью перестроиться.
Подводя итоги, хочется отметить, что Четвёртый фестиваль РНО удался, залы были полны, слушатели восторгались искусством оркестра и мастерством его бессменного руководителя Михаила Плетнёва. Как хорошо, что придумали этот фестиваль! Его всегда ждёшь с нетерпением.

Ян Коваленский